«Дипломат.Полимат.Аристократ» — это игра переговоров, союзов, выполненных и нарушенных обещаний. Для выживания игроку требуется помощь других, но для победы он должен остаться один. Знать, кому доверять, когда доверять, что обещать и когда обещать — именно в этом заключается суть игры. Помните, что вы в первую очередь дипломат, а уже потом военачальник.
В начале каждого хода игроки собираются в небольшие группы, чтобы обсудить свои планы и предложить стратегии. Между игроками заключаются открытые или тайные союзы, а приказы (в идеале) координируются. Сразу после «периода дипломатии» каждый игрок тайно пишет приказ для каждого из своих подразделений на листке бумаги. Когда приказы будут написаны всеми игроками, они одновременно раскрываются, а затем приводятся в исполнение. Одни подразделения перемещаются, другие вынуждены отступить, третьи расформировываются. Выполнение приказов — это самая сложная часть правил, требующая полного их знания.
Каждый ход соответствует полугодию. Первый ход называется «Весенним ходом», а следующий — «Осенним ходом». После Осеннего хода каждая держава должна сверить количество управляемых ею подразделений и контролируемых ею центров снабжения. В это время некоторые подразделения расформировываются и формируются новые.
Ход состоит из нескольких фаз. Каждый игровой год включает два хода:
Весенний ход с четырьмя фазами
- Фаза дипломатии.
- Фаза написания приказов.
- Фаза выполнения приказа.
- Фаза отступления и расформирования.
Осенний ход с пятью фазами
- Фаза дипломатии.
- Фаза написания приказов.
- Фаза выполнения приказов.
- Фаза отступления и расформирования.
- Фаза получения и потери подразделений.
После Осеннего хода, если одна из Великих Держав контролирует 18 или более центров снабжения, игра заканчивается, а управляющий ею игрок объявляется победителем.
Подробнее о целях игроков читайте в полной версии правил.